Нехватка рабочих рук

Экономический спад в России не дает рынку труда возможности подняться.


Одной из отличительных черт экономического упадка, делающего семимильные шаги по стране уже более нескольких месяцев, может стать спрос на рабочую силу – и это в то время, когда повсеместно в моменты кризиса основные усилия правительства страны прикладывают к созданию рабочих мест. Тем не менее, экономический кризис любой страны – уникальное явление. Если в Соединенных Штатах в начале семидесятых годов прошлого века снижение экономических показателей проходило на фоне роста инфляции, то в нашей стране экономический спад 2010-года, сопровождавшийся сокращением ВВП, может отличаться огромным спросом на трудовые ресурсы. Отличительный фактор предыдущего кризиса назвали стагфлякцией, что придумают сегодня – вопрос времени.


Однако мы столкнулись с серьезными экономическими проблемами. Ранее заявлялось, что ВВП в России поднялся до постсоветского уровня – это сопровождалось ростом современной экономики, основанной на продвинутой отраслевой структуре. Может быть это действительно так, однако статистические данные рынка труда показывают, что в 2008 году 71 млн человек трудились в различных экономических сферах, тогда как в 1992-м году эта цифра составила 72,1 млн человек. Согласно последней статистике, в 2014 году эта цифра возросла до 72,3 млн). 


К сожалению, процесс реструктуризации экономики также не создает новых возможностей для рабочего населения. Для примера стоит рассмотреть США, где за тот же период 1992-2014 года, цифра занятости на рынке труда составила 146, 1 млн. человек, хотя изначально равнялась 118,5 млн.). У нас же принято давать невыполнимые обещания, к которым относится и 25 млн вакантных должностей, которые вряд ли появятся в ближайшее время.


Тем не менее, существует еще один аспект, достойный внимания, который касается трудовой миграции. Согласно статистическим показателям Министерства труда, а также социальной защиты, оглашенных летом 2014 года, ежегодный приток мигрантов в Россию увеличился с 119 чел. 2004 года до 482 чел. В 2013 году. Подводя итоги отчетов ООН, возможность жить и работать в России получили 11 млн иностранцев (более половины которых находились в нашей стране более 30 дней и явно не по туристической путевке). Эти данные позволяют с уверенностью заявить, что 10% трудовых ресурсов России приходят на долю трудовых мигрантов (это наводит на мысль, ведь в Европе эта цифра не превышает 4%).


Когда в стране происходил экономический рост, на плечи мигрантов легли весьма важные обязанности, они расширяли возможности рынка труда. Получали они за работу на 30-50% меньше, чем наши сограждане, что способствовало высокому хозяйственному росту. Они шли на те вакансии, которые Россияне не хотели заменять, что также давало толчок экономике. А их полулегальное положение было на руку сомнительным предпринимателям, а также падких до взяток чиновникам, полицейским и прочим. Несмотря на эти минусы их существования, мигранты с постсоветского пространства перевели в 2013 году денег на общую сумму в 23 млрд$. При этом они честно их заработали, потом и кровью.


Кризис не обошел стороной рынок труда именно в глазах трудовых мигрантов. Дело в том, что большинство валют бывших советских республик, привязаны к доллару, и они сильно пострадали в момент девальвации рубля свыше 50%, в то же время на российском пространстве увеличились цены, а значит и прожиточный минимум, на который существовали родственники обосновавшихся в нашей стране мигрантов. Начальник ФМС К. Ромодановский озвучил в начале 2015 года процесс снижения притока трудовых мигрантов, что составляло на тот момент 70%, сейчас она достигает 8%, при этом, мигранты не уезжают, а просто прибывают в меньшем количестве. Согласно официальным данным Россию в 2014 году покинули свыше 380 человек, большая часть которых – трудовые мигранты. В 2015 году предполагается значительный рост этой цифры.


Что же будет дальше?


Первыми почувствовали на себе последствия нехватки рабочих рук городские улицы, поскольку именно мигранты трудились в ЖКХ, убирая наши дороги от снега. Дальше капитулирует строительный сегмент, поскольку более трети ее рабочего состава уедет к себе домой – что приведет к росту издержек на строительство и ввод в эксплуатацию новых жилых домов. Ощутимый урон понесут торговля в розницу и общественное питание, которая составляет 15% ВВП, и зиждется на труде мигрантов. В общем, кризис затронет все сегменты экономики.


Благодаря девальвации стоимость труда наших граждан заметно снизилась, создав при этом предпосылки для роста базовых областей экономики и импортозамещения. Тем не менее, не стоит себя обнадеживать, поскольку если в 1998 году смогли осуществить подобную «рокировку», то сейчас это осложняется особенностями российского рынка трудовых ресурсов.


В преддверии спада 1998 г. число россиян в стране достигло исторического минимального значения и составило порядка 64 млн. чел. Нам было куда расти. Сегодня лучшие вакантные должности занимают наши 65 мнл. чел., тогда как дырки на передовой рынка труда закрывают мигранты, численностью около 8 млн. чел. После того, как они покинут нашу страну, их места вряд ли займут белые воротнички, даже после увольнения со своей престижной работы. Появится трудовой голод на низкоквалифицированную работу. 


К чему приведет нехватка рабочих рук?


Сперва, все будут стараться не показывать виду, что ничего серьезного не случилось. Решение постараются найти в повышении чувства патриотизма у молодежи, как например, в Калуге, где одновременно с банкротством заводов школьникам наказали перед звонком исполнять российский гимн. Это не сможет долго продолжаться и приведет к решению повысить зарплаты, а это в свою очередь вызовет повышение издержек, спрос и еще большую инфляцию. На эти грабли мы уже натыкались.


К несчастью за время своего благополучия, Россия не смогла реструктурировать свою экономику, создать передовые области. Руководство страны не ставило целью повышения экономической эффективности сегментов. Понятное дело, что крупнейшие столицы мира сегодня не могут обойтись без трудовых мигрантов, однако следует обратить на различное состояние рабочей техники у нас и в Европе, на процесс строительства в нашей стране и за рубежом частных домов.


В общепитах и дешевых ресторанах занято огромное количество рабочих.


В прошедшие десять лет мы могли спокойно сами справляться со своим рынком труда, реструктурируя вакантные места, чтобы достичь баланса кадров. Однако мы успокоились благодаря наличию нефти – посмотрите на Эмираты, где мигранты на рынке труда составляют 80%.


Между тем Россия и ОАЭ существенно отличаются. В Эмиратах на фоне девальвации валюты, растут новые сектора экономики. Наши же «рокировки» не вызывают уже столь бурного восторга и не дают таких результатов как раньше.