В Общественной палате обсудили актуальные проблемы современного рынка труда

   10 сентября текущего года в Общественной палате Российской Федерации при обсуждении современных проблем рынка труда подняли вопрос о качестве современного высшего образования и необходимости реформ в сфере профессиональной подготовки специалистов. Эксперты отмечают, что на данный момент ситуация в области подготовки специалистов высшими учебными заведениями оставляет желать лучшего.

 

   Данные Российской статистики свидетельствуют о том, что на данный момент в стране существует безработица в объеме 4 миллионов трудоспособных граждан. При этом 25% безработных - это вчерашние выпускники ВУЗов. Из них - более 20% являются выпускниками, которые в течение года после окончания высшего учебного заведения так и не смогли найти работу по специальности. Елена Шапкина, доцент Высшей школы аудита Московского государственного университета, выдвинула тезис о том, что ВУЗы РФ выпускают специалистов, которые остаются невостребованными и неактуальными для современного рынка труда.

 

   Владислав Гриб, занимающий должность первого заместителя Секретаря Общественной палаты, напомнил присутствующим о том, что еще несколько десятилетий тому назад ВУЗов, занимающихся выпуском специалистов юридического направления, к примеру, было на всю страну лишь несколько сотен. Сегодня юридический факультет присутствует в тысячах учебных заведений по России. Однако качество образования в большинстве таких ВУЗов стремится к минимальному уровню. Вместо того, чтобы проверять компетенции выпускников на выходе из ВУЗа, преподаватели занимаются только проверкой знаний. Нет никакого должного механизма контроля за качеством полученного образования. А работодатели, в свою очередь, смотрят не на студента, а на диплом. И отдают предпочтение только тем дипломам, что были получены в зарекомендовавших себя образовательных учреждениях.

 

   Еще одну проблему присутствующие на заседании Общественной палаты увидели в том, что загруженность преподавателей страны приводит к снижению качества образования и утрате его актуальности для рынка труда. Если, к примеру, на Западе преподаватель имеет только порядка 300 часов в год на преподавание и может совмещать его с основной профессией или научной деятельностью, у российского преподавателя таких часов в год - 800. И, соответственно, у них нет возможности сохранять собственную актуальность на рынке труда и передавать ее студентам.

 

   В работе заседания также принимали участие представители крупного бизнеса, которые могли рассказать о проблемах, с которыми им как работодателям приходится сталкиваться при приеме на работу вчерашних выпускников. Бизнесмены выразили желание открыть в стране несколько программ дополнительного образования, которое финансировалось бы в равной пропорции и государством, и самими собственниками компаний. Работодатели могли бы влиять на качество получаемого студентами образования, делать государственные заказы на тех или иных специалистов, готовить будущих специалистов с учетом реалий развития бизнеса.