Вслед за министрами сведения о своем благосостоянии представили 66 руководящих сотрудников аппарата Белого дома. В декларациях указаны сведения о доходах, движимом и недвижимом имуществе чиновников и их супругов. Информация размещена на сайте правительства РФ.
Даже после беглого прочтения бросается в глаза значительная разница между доходами сотрудников, занимающих аналогичные должности. Так, самые большие поступления – 115 миллионов рублей, судя по декларации, получил заместитель главы аппарата Андрей Логинов. А его коллеги Евгений Забарчук и Денис Молчанов могут похвастаться лишь доходами в 5,6 миллиона рублей и 5,3 миллиона рублей соответственно. Доход первого заместителя главы аппарата Александры Левицкой составил 6,3 миллиона рублей.
Заместитель руководителя секретариата заместителя председателя правительства Валентин Масенков получил 26 миллионов рублей, а руководитель секретариата первого заместителя председателя правительства Надеря Мухомеджан заработала только 4 миллиона рублей.
И. о. руководителя аппарата правительства Сергей Приходько стал богаче на 10,6 миллиона рублей. Правда, он занимает эту должность всего две недели после ухода в отставку Владислава Суркова. До этого Приходько работал помощником президента РФ и заместителем руководителя аппарата правительства. Сурков как заместитель главы правительства отчитался о своих доходах еще в середине апреля, до написания заявления об уходе по собственному желанию. В декларации он указал сумму в 7,9 миллиона рублей.
Кадровые перемещения, связанные с формированием нового кабинета в прошлом году, коснулись очень многих чиновников, присутствующих в списке. И, надо сказать, смена места работы принесла явно положительные результаты. Еще один заместитель главы аппарата правительства, руководитель секретариата Михаил Тринога, в 2011 году работал в Кремле в ранге советника президента. Тогда в семью он принес 3,6 миллиона рублей. Год спустя его заработок составил 8,7 миллиона рублей.
Наталья Тимакова в отчетный период работала сначала в должности пресс-секретаря президента РФ, затем стала пресс-секретарем председателя правительства. В итоге ее годовой доход составил 6,7 миллиона рублей. В декларации за 2011 год она указала 3,9 миллиона рублей.
Указ президента РФ № 561 от 18 мая 2009 года, на основании которого чиновники представляют свои декларации, направлен на борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти. С нынешнего года «государевым людям» придется отчитываться еще и о расходах, если сумма сделок превышает доходы семьи за последние три года.
Эксперты с одобрением встретили это нововведение, но считают, что оно не способно в обозримом будущем избавить общество от мздоимства и казнокрадства. «Под статьи нового закона не попадают совершеннолетние дети и многие другие родственники чиновников, – говорит аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. – Однако этот закон, на мой взгляд, способен несколько снизить уровень коррупционных доходов и расходов. Дело в том, что при всей своей непроработанности он все-таки снижает окно возможностей для потенциального коррупционера. Это – верное направление. Другое дело, что наша страна движется по нему недостаточно быстро».
Нигматуллин обращает внимание на то, что сравнение официальных зарплат в России с уровнем развитых стран свидетельствует не в пользу наших чиновников. Например, глава ФРС США Бен Бернанке получает более 200 000 долларов, глава ЦБ Гонконга Норман Чан – около 800 000 долларов. Зарплата наших министров в среднем составляет примерно 150 000 долларов в год. «Другое дело – доходы от неосновной деятельности: здесь наши чиновники по доходам превосходят коллег из развитых стран», – отмечает эксперт.
Не окажет прямого влияния на зарплаты госслужащих и вступление России в ВТО, считает эксперт. «На мой взгляд, доходы чиновника высокого ранга должны превышать доходы топ-менеджеров крупной компании, иначе госслужащий не будет иметь достаточной мотивации на значительно более сложной и ответственной работе. В противном случае с учетом высокой должности чиновник будет мотивирован использовать ее в целях обогащения», – заявил Нигматуллин.
Старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова считает, что новая законодательная норма о сопоставлении доходов и расходов чиновников позволит лучше контролировать финансовое состояние аппарата и в какой-то мере приведет к снижению коррупционного давления на общество. «Однако слишком серьезных результатов от внедрения подобной практики ждать не стоит. Чтобы перестроить весь механизм, работающий уже многие годы в существующем режиме, нужна длительная серьезная работа, – отметила она. – Для того, чтобы снизить коррупцию, необходимо существенно ужесточить наказание и обеспечить прозрачность работы системы».
Источник: km.ru