Стартапы – что это такое и с чем их едят?

Вложить деньги в стартап – вот одна из наиболее востребованных на сегодня схем организации малого бизнеса. Быстро заработать, быстро потратить, быстро заработать снова – тем более что поток оригинальных идей для малого бизнеса растет как снежный ком.
 

Вы задумались о возможности инвестиции в стартапы? Хотите узнать подробности и во всем хорошенько разобраться? Эта статья для вас!

  • Что такое стартап и чем он отличается от полноценного бизнеса?
  • Что нужно для успешного стартапа?
  • Как выбрать хороший стартап для инвестирования?
  • Сколько можно заработать на стартапе?
  • Какие существуют зарубежные примеры прибыльных стартапов?
  • Какие российские стартапы можно считать успешными?
  • Можно ли создать стартап без бюджета или с минимальными вложениями?
  • Есть ли сейчас перспективные стартапы 2015 в России?

Для начала разберемся с понятиями. Что есть полноценный бизнес, а что стартап?
 

Любимая всеми нами Википедия (которая, кстати тоже является примером успешного стартапа) определяет стартап как компанию с короткой историей операционной деятельности. Другие источники называют этим термином любую компанию, которая является только что созданной (возможно даже еще не получившая статус юридического лица) и которая строит свою деятельность на основе какой-то оригинальной инновационной идеи или технологии.
 

Термин «стартап» возник не так уже недавно – датой его рождения считается далекий уже 1939 год. В это время в Калифорнии, а конкретно в долине Санта-Клара, сосредоточились практически все имеющиеся на тот момент разработки в области IT-технологий. Два студента с небезызвестными фамилиями Хьюллет и Паккард тогда открыли свое небольшое дело и про себя назвали его старт ап. (Все знают, чем в итоге это закончилось.)
 

Сразу стоит заметить, что стартап проекты вовсе не относятся только лишь к IT-сфере, как многие ошибочно думают. Хотя именно в сфере информационных технологий сегодня стартапы особенно популярны их рынок активно развивается. В принципе, сфера деятельности может быть любой.
 

Гораздо более важным является обязательное наличие какой-либо оригинальной идеи. Ниша, в которой стартапер собирается строить свой бизнес, должна быть незанятой. Именно тогда возможна быстрая прибыль, максимальный спрос на продукт или услугу стартапа в первые же дни их существования.

  

Если для стандартного бизнеса основным приоритетом является как можно менее безболезненное прохождение этапа становления и последующий выход на долговременный стабильный оборот, то целью стартапа является максимальная отдача именно от первоначального вложения. Чаще всего после того, как продукт или услуга стартапа выходит на уровень стабильного спроса, перестает быть инновацией, обрастает «клонами», стартапер теряет интерес к этому бизнесу, забирает прибыль и ищет новые идеи. Бизнес может быть продан или вовсе закрыт.
 

Хотя существует и множество примеров суперуспешных стартапов, когда в результате совместной деятельности пары умных человек, окрыленных интересной идеей, рождается огромная стабильная компания, не просто производящая продукт, но меняющая расстановку сил в определенной отрасли. Примерами могут служить такие гиганты как Microsoft (основатель Билл Гейтс), Apple (основатель Стив Джобс и Стив Возняк), Google (Лэрри Пейдж, Сергей Брин). Это в буквальном смысле концерны, которые в свое время родились в гараже.

   
Итак, что нужно для хорошего стартапа?
 

  1. Прежде всего – оригинальная новаторская идея. Новый продукт, услуга, способ получения информации, технология – то есть то, что облегчит простым людям их повседневные действия, сделает их более приятными или продуктивными.
     
  2. Достаточно свободная ниша в той области, в которой будет предлагаться данный продукт или возможность создать хорошую конкуренцию уже действующим крупным операторам на рынке, которые чаще всего являются слишком бюрократизированными, неповоротливыми, не стремятся удовлетворять потребности пользователей улучшить свою жизнь. Стартап – это всегда меньше формальностей, короче сроки, мобильнее связь. Люди готовы покупать продукты, которые облегчают им жизнь.
     
  3. Хорошая команда. Стартапы чаще всего – результат совместной деятельности двух партнеров. Один из них занимается разработкой идеи и продукта на ее основе, а второй – организационными вопросами. Современные стартаперы – преимущественно молодые, активные и амбициозные люди, вкладывающее в дело все свои силы.
     
  4. Деньги. Мы не зря поставили их на последнее место. Деньги несомненно важны для любого бизнес проекта, но если в основе стартапа лежит хорошая и полезная для конечного пользователя идея – вложить деньги в стартап захочет множество инвесторов.


Существует множество бизнесменов, у которых есть деньги, но они не знают, куда их вложить. Существуют целые биржи стартапов, которые предлагают таким бизнесменам выбор из проектов в самых разных сферах. Целый огромный сегмент бизнеса сегодня связан с рынком стартапов.
 

Как заработать на стартапе? Предприниматель находит команду, имеющую оригинальную идею для стартапа и план, позволяющий воплотить эту идею в жизнь. Далее он спонсирует проект, вплоть до вывода продукта на массовое производство или до того состояния, когда все недостатки продукта устранены, механизмы его действия обработаны и он пользуется стабильным спросом у потенциальных пользователей.
 

После этого компания продается заинтересованным лицам (стратегическим инвесторам или крупным операторам на рынке) по максимально возможной цене. Дальше можно вкладывать полученную прибыль в новые проекты, причем для компенсации возможных рисков оптимально инвестировать сразу несколько перспективных стартапов.
 

Многие из современных стартапов (особенно зарубежных разработчиков) были проданы в последнее время за хорошие деньги. Так например, сервис видеохостинга, видеочата и социальной сети для мобильных устройств Qik был продан компании Skype за более чем $100 млн. И это только один пример из тысячи. Многие российские стартапы, если еще не куплены крупными корпорациями, то получают солидные импортные инвестиции, например онлайн магазин брендовых вещей KupiVIP или Sapato.ru.
 

Одна из наиболее привлекательных сфер в области стартапов – интернет-технологии. Именно здесь возможны успешные стартапы с минимальными вложениями. Для того, чтобы запустить сайт или разработать полезное мобильное приложение для смартфона достаточно совсем небольшого первоначального капитала. Многие из современных интернет-гигантов в свое время делались «на коленке».
 

Вы ищете идею для стартапа? Задумываетесь о том, чтобы вложить деньги в современные Интернет-проекты? Хотите знать, какие проекты были признаны лучшими стартапами 2015 года?
 

Среди наиболее успешных стартапов уходящего года много как зарубежных, так и отечественных проектов. Назовем лишь некоторые из них.

  • Система поиска такси UBER,
  • Airbnb - сервис, помогающий путешественникам быстро найти дома в аренду и наоборот.
  • Stripe - платежная система, бросившая вызов знаменитой PayPal.
  • EVENTBRITE - сервис по продаже билетов.
  • Скидочный сервис Coupons.com
  • Стартап Polyglot объединяет лингволансеров.
  • Стартап BrainApps – фитнес для мозга.
  • Шефмаркет – доставка еды.

Современному российскому рынку стартапов есть что предложить инвесторам. Вы можете выбрать то, что близко именно вам. Молодые и перспективные люди генерируют множество идей в самых разных областях бизнеса. Важно хорошо изучить идею, понять, насколько конечный продукт окажется конкурентным, востребованным и полезным для широкого круга потребителя. Также немаловажное значение имеет и команда стартаперов, их личные качества, способности и желание преображать мир и работать на общее благо проекта.