Успешность каждый понимает по-своему. Для одних успех – это получение заветного диплома, для других – возможность уйти на пенсию при достижении возраста. Для кого-то счастье – мирно разойтись с супругой/супругом, для кого-то – бриллиантовый юбилей совместной жизни. Смысл успеха у каждого свой, однако, большинству трудоспособного населения страны вершиной успеха кажется открытия собственного предприятия, которое дарит возможность быть хозяином самому себе.
Проблема здесь в том, что степень зависимости бизнеса от других у всех разная, да и в чем плюсы полной независимости своего дела от «дяди» - непонятно.
Мне довелось опросить много людей уже открывших свое дело, но я так и не смог получить от них точный ответ на волнующий многих вопрос. Мои респонденты – представители среднего бизнеса, среди них нет миллионеров или гениев в экономике. Они – такие же, как и мы с вами. С юридической точки все более или менее понятно. Разницу между наемным работником и частным предпринимателем видят многие. Мне больше непонятна психика людей, решившихся начать свое дело. А смог бы я сделать также, а как позиционируют себя те, кто уже обошли меня на этой дороге?
По собственному опыту могу сказать, что собственно предпринимателем можно стать и без юридического оформления своего статуса, еще в институте или опираясь на полученный опыт работы «на дядю». Я, к примеру, ушел из газеты, но не из полиграфии – направил свое творчество в другое русло – и стал писать книги. Их охотно покупают издательства, которые отдают мои рукописи в печать, а затем за них берутся книготорговые организации. Посредниками между производством и читателем являются книжные магазины.
Так я сам себе босс или мое начальство руководит издательством или в книжных магазинах? Что же делает мою нынешнюю занятость отличной от работы в газете? Если рассмотреть процесс под лупой, то у меня отсутствует постоянство этого процесса – у меня нет регулярного дохода и нет финансовой уверенности в будущем. Замечательно же я преуспел, если учесть, что в книгоиздании сегодня тоже наблюдается спад, как и в других отраслях экономики.
Но, вернемся к истокам. Я пришел в свою первую редакцию, уже имея за плечами и учебу, и работу, и семью и др., в общем, я не был юнцом.
В редакции я работал на 100%, ежедневно отдавал в верстку свежий материал. Такой подход был у всех хороших журналистов, иначе с работой можно было быстро распрощаться. Цель работы всех сотрудников газеты – создать совместными усилиями единый продукт – свежий выпуск газеты. Зарплата начислялась исходя из того, как удалось продать номер, какие расходы пришлось понести во время его создания. Такому распределению подчинялись все – главный редактор, ответственный секретарь, репортер и машинистка.
Я появлялся в редакции только вместе со свежим материалом, который написал перед этим вечером за домашним компьютером. Я отдавал его, общался с коллективом и снова уходил в поиске очередной темы для материала.
Моя газета была районной и небольшой. Я, как частный предприниматель, заключил с руководством газеты договор. Согласно ему мне необходимо было выполнять определенную норму по материалам, а начальство – исправно платить мне зарплату. При этом мне не надо было просиживать часами в редакции, висеть на телефоне и мозолить глаза начальству. Я делал свое дело, много писал и взамен мог рассчитывать на поблажки в отношении трудового распорядка, в отличие от тех, кто не был столь продуктивен.
Я привел здесь собственный пример, хотя, полагаю, такой подход свойственен представителям и других профессий – юристам, экономистам, конструкторам. Главное – быть мастером в своем деле, доводить его до конца в соответствии с требованием заказчика. Например, архитектор создает свои проекты согласно ожиданиям его нанимателя, соблюдая все пункты соглашения. Они в какой-то мере равны – один предоставляет услугу, другой – оплачивает ее.
Я считаю, такой подход также свойственен частному предпринимательству с психологической точки зрения, а не юридической. Каждый может стать предпринимателем, если взглянет на свой труд под новым углом.
Однако такой подход может лишь добавить головной боли, ведь не все профессии можно реализовать как собственное дело. Особенно это касается коллективного труда и, если ты часть его – то очень сложно отделится. Возьмем, к примеру, инженера, который всю жизнь строит мосты. Он один – никуда. Нужны и заказчики, и подрядчики. Что ж ему идти в табачный киоск?
Вспоминаю картинку из более дальнего прошлого, когда я был ребенком. Мы ездили с семьей на юг на все лето, и нашим соседом по дому был прораб. Он руководил строительством участка дорожного полотна – асфальтировал его. Мой сосед совмещал работу и учебу и был при этом удивительно талантливым. Для него его работа была источником вдохновения и применения всех его способностей. Я не раз приходил к нему на участок и видел, каким он был многостаночником – и асфальт клал и лопатой работал и разной техникой управлял. За такой его подход к делу, к нему все испытывали симпатию и я, ведь он посадил меня за руль грейдера в девять лет!
Потом я потерял с ним связь и не знаю, что с ним случилось после, однако знаю, что в современной тяжелой экономической ситуации он не пропал. Маловероятно, что он теперь начальник, хотя мог и разбогатеть и купить дорожно-строительную компанию, хотя это совсем иная сфера деятельности.
Во времена моего детства можно было рассматривать и этого прораба как частного предпринимателя. По его стопам пошел и я, и многие другие люди, которые появились в моей судьбе. Они представляют самые разные профессии, их объединяет одно – талант и любовь к своему делу.
Также дело зависит от того, как на него посмотреть. С одной стороны, мое начальство – издательство, с другой стороны – я сам себе босс. Я отвечаю за свою семью, а он – за многочисленный штат.
Так кому при этом легче?