Случаи сверхурочной переработки часто встречаются практически в любой компании, не важно – в какой именно сфере она работает. А в некоторых организациях сверхурочная работа в чрезвычайных ситуациях является «режимом работы по умолчанию». Увы, но это будни сурового российского бизнеса.
Справедливости ради отметим, что практика авралов – это не чисто русское изобретение. Встречаются они и за рубежом. Так, например, социальная сеть для профессионалов LinkedIn была обязана по решению Минтруда США компенсировать всю проделанную сверхурочную работу своим сотрудникам. Общая сумма компенсационных выплат достигла 6 миллионов долларов.
К сожалению, ненадлежащая оплата сверхурочной работы в нашей стране – это вполне заурядное явление.
Кто заказывает музыку – тот и платит
Давайте определимся с тем, что именно считается сверхурочной работой, а что – нет. Например, если сотрудник в течение всего рабочего дня общался в социальных сетях, не выполнял свою ежедневную норму работы и только в конце дня спохватился, и ему пришлось задержаться, этот случай сверхурочной переработкой считаться не может.
В статье 99 ТК России дано точное определение этого понятия. Сверхурочная работа может выполняться только по просьбе работодателя. Этот признак является основополагающим. Кроме того, в этой же статье перечислены причины, по которым работодатель может попросить сотрудника остаться сверхурочно.
И еще один важный момент – привлечение сотрудника к сверхурочной работе возможно только с его согласия. Причем такое согласие привлекаемый к данному виду работ должен дать в письменной форме.
Чем компенсируется работа сверхурочно?
Данный вид работы в соответствии с российской нормативно-правовой базой должен быть компенсирован либо дополнительной оплатой труда, либо работодатель обязан предоставить сотруднику дополнительное время на отдых. В качестве основания времени отдыха или доп. оплаты и выступает письменное согласие работника на привлечение его к сверхурочной работе.
А как обстоит дело на практике?
Если судить по опросам работников – лишь малая толика из них когда-либо подписывали специальное соглашение о сверхурочной работе. Как правило, руководители предпочитают договариваться об этом устно. Именно так поступает большинство работодателей, когда они просят или приказывают сотруднику остаться и поработать. Причин, по которым работник, чаще всего соглашается, множество, это и:
- опасения негативных последствий отказа;
- боязнь показать недоверие со своей стороны начальству;
- соблюдение «традиций» компании (все работают сверхурочно, и мне придется) и др.
Есть ли надежда на лучшее?
Конечно – есть. Более того, многие руководители и работодатели искренне стремятся найти тот самый баланс между работой и личным временем своего сотрудника. Эта одна из заповедей тайм-менеджмента. Ведь совершенно понятно, что та организация, которая будет постоянно практиковать в своей деятельности сверхурочную работу, авралы – достаточно быстро начнет терять привлекательность для работников и популярность. Умные работодатели это отлично понимают.